ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Конкурентная борьба на рынке автомобилей постоянно заставляет разработчиков искать новые идеи, осваивать и внедрять современные технологии. Обывателю чаще всего заметны изменения в области дизайна кузова и салона. Но обновлению подвергаются буквально все части автомобиля.
По сравнению с серединой прошлого века облик основного средства передвижения трансформировался кардинально. Немалая роль в этом процессе принадлежит новому подходу к конструированию кузова, использующему автомобильные стекла в качестве несущего элемента. Впервые он был применен при разработке модели Ауди-100 в далеком 1973 году. Именно тогда на свет появился первый автомобиль со вклеенными стеклами. Сегодня подобная технология стала стандартом при создании качественного авто и используется подавляющим большинством производителей. Стараются не отставать от тенденций мирового автопрома и наши заводы. Так, вазовские десятки и волжские газели также оснащаются вклеенными стеклами.
Повсеместное внедрение рассматриваемой технологии привело к появлению новых препаратов на рынке автохимии - специализированных клеев и нового вида сервисных услуг - замены вклеенных автомобильных стекол. Одной из первых компаний, которая одновременно предложила потребителю широкий спектр составов и гарантировала высокое качество работ на станциях техобслуживания, стала компания DINOL AB, представляющая на рынке автохимии продукцию под торговой маркой DINITROL.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ
На первый взгляд использование технологии вклеенных стекол может показаться излишеством и игрушкой богачей. Ведь для ее грамотной реализации необходимы высококачественные клеи и обязательное соблюдение правил установки. Казалось бы, куда проще монтировать стекла по старинке на резиновых уплотнителях. Но как показала реальная практика, вклеенные стекла придают автомобилю качественно новые потребительские характеристики. Поэтому неслучайно данная технология настолько популярна.
Первопричиной появления автомобилей со вклеенными стеклами стало стремление конструкторов во что бы то ни стало снизить массу кузова. Ведь таким путем можно добиться улучшения динамических характеристик и снижения уровня расхода топлива. И действительно использование технологии вклеивания стекол позволило разработчикам сэкономить в среднем 50 кг веса автомобиля.
Однако экономия массы кузова - не единственное и в настоящее время, в общем-то, не основное достоинство технологии. Более важным преимуществом является возможность обеспечения лучшего уровня пассивной безопасности. Как упоминалось выше, в современном автомобилестроении вклеенные стекла рассматриваются в качестве несущего элемента кузова. В результате при использовании высококачественных клеев вполне возможно добиться такой ситуации, когда даже при серьезной аварии стекла не вылетят, а останутся на своем месте, в том числе и при срабатывании подушек безопасности. Это подтверждается как краш-тестами, так и реальной практикой.
Еще одним достоинством автомобилей со вклеенными стеклами является большая жесткость их кузова, и в первую очередь жесткость на скручивание. Что это дает водителю и пассажирам? Во-первых, улучшение комфорта. Ведь чем меньше деформируется кузов в процессе езды, тем меньше посторонних звуков будут издавать панели салона. Кроме того, увеличение жесткости на скручивание означает, что автомобиль приобретает лучшую управляемость, а его поведение становится более предсказуемым в критических ситуациях.
На этом преимущества технологии вклеенных стекол не исчерпываются. Оказывается, что клеевой шов в состоянии обеспечить существенно большую герметичность по сравнению с резиновым уплотнителем. В результате решается крайне острая проблема коррозии рамки кузова, досаждающая, к примеру, многим владельцам отечественных автомобилей.
ВКЛЕИВАЕМ НЕ ТОЛЬКО НА КОНВЕЙЕРЕ
Технология вклейки стекол при производстве автомобилей, действительно, имеет массу достоинств. Однако, необходимо четко понимать, что стекла - вещь относительно недолговечная. По крайней мере, время их жизни в среднем меньше срока эксплуатации автомобиля. Поэтому на сервисном рынке большой популярностью пользуется услуга замены поврежденных вклеенных стекол. Отметим, что несмотря на кажущуюся сложность эта процедура под силу даже небольшим станциям техобслуживания. Главное, чтобы их работники неукоснительно соблюдали технологию и использовали соответствующие препараты и инструментарий.
В этом аспекте компания DINOL АВ - хороший пример для подражания. Ее специалисты не только разрабатывают современные клеи и сопутствующие препараты, но и рекомендуют к использованию оборудование компании EQUALIZER, что позволяет добиваться действительно высокого качества работ при вполне приемлемых затратах.
ПОЛИУРЕТАНОВЫЕ КЛЕИ DINITROL
Со времени появления первых автомобилей со вклеенными стеклами прошло уже достаточно много времени. Поэтому неудивительно, что клеевые технологии усилиями химиков претерпели значительную эволюцию.
В настоящее время рынок клеев, предназначенных для вклеивания автомобильных стекол, насыщен большим количеством препаратов, каждый из которых имеет свои особенности. Одним из наиболее полных ассортиментов составов обладает компания DINOL АВ. Под маркой DINITROL выпускается порядка 10 различных препаратов. Рассмотрим их характерные отличия.
Во-первых отметим, что все современные клеи DINITROL для вклеивания стекол изготовлены из полиуретана, что обусловлено его высокими прочностными характеристиками.
Часть модельного ряда клеев отведено под проверенные временем стандартные составы, при создании которых используется весь накопленный компанией опыт. И опыт немалый - продукцию Dinitrol применяют в производстве многие автоконцерны уже долгое время. Данные препараты - а это клеи DINITROL 500 и DINITROL 501 FC - обладают вполне приемлемой прочностью клеевого шва. Поэтому они в состоянии удовлетворить запросы владельцев автомобилей разных марок. Клеи очень удобны при нанесении, т.к. обладают хорошей адгезией к различным основам и устойчивы к образованию подтеков. Кроме того, в их составе отсутствуют растворители. Данные препараты обладают хорошим сопротивлением старению, что заметно продлевает их срок службы. Отметим, что несмотря на наличие других типов клеев с более высокими характеристиками, данные препараты остаются популярны в силу оптимального соотношения качества и цены.
Современные требования к пассивной безопасности автомобилей существенно возросли по сравнению с периодом 10-летней давности. Поэтому изменились запросы и на рынке клеев, ведь роль вклеенных стекол в ее обеспечении трудно переоценить. В результате все большую распространенность получают так называемые высокомодульные клеи (НМ - High Modular).
Впервые НМ-клеи DINITROL стали использовать специалисты концерна Audi еще в 1992 году. Их внедрение на рынок стало возможным благодаря стремлению автопроизводителей сделать свою продукцию еще более безопасной, еще более комфортной для пассажиров. Появившиеся на свет высокомодульные клеи обладали на 30% большей прочностью клеевых швов по сравнению со стандартными составами. Однако не следует думать, что увеличившаяся жесткость конструкции серьезно повлияла на величину механических напряжений, испытываемых стеклом. Затвердевший высокомодульный клей умеет «подстраиваться» под условия езды. При отсутствии очень резких толчков (и как следствие деформаций кузова) клеевой шов на редкость жесток. Однако при наличии оных он проявляет свойства эластичности и упругости, не давая стеклу приблизиться к порогу прочности. Помимо большей жесткости конструкции высокомодульные клеи быстрее полимеризуются. К примеру, если время выдержки до безопасного движения у стандартных клеев доходит до 6 часов в случае автомобилей с 2 подушками, то у высокомодульных составов оно не превышает 2-3 часов. Среди высокомодульных препаратов DINITROL следует отметить DINITROL 501 FC-HM, DINITROL 504 HM-LC, DINITROL 503 MF, DINITROL 512 2K-HM. В результате использования высокомодульных клеев удалось существенно повысить уровень безопасности автомобилей. В настоящее время ведущие автоконцерны используют именно данный тип составов. В эту группу входят такие громкие имена как Audi, Mercedes, Opel, Skoda, Seal, Volvo, Volkswagen.
Сообразуясь с современными требованиями автомобильной промышленности, химики были вынуждены создать еще один тип составов для монтажа стекол. Это так называемые низкопроводящие клеи (LC - Low Conductive). Как правило, низкопроводящие клеи выпускаются в виде модификаций высокомодульных, т.е. подобные составы сочетают в себе свойства высокой прочности и низкой электропроводности.
Для чего нужны LC-клеи? Современные автомобили начинены электроникой. Часто электронные устройства встраивают в само стекло - приемные антенны, к примеру. Поэтому такие автомобили необходимо защищать от статического электричества, которое может возникнуть в результате наводок или трения стеклоочистителей о поверхность стекла. LC-клеи позволяют изолировать кузов от стекла и предотвратить тем самым источник ненужных проблем. Низкопроводящие клеи необходимы также при вклеивании стекол в автомобили с алюминиевым кузовом. Они наиболее эффективно подавляют электрохимическую коррозию.
EQUALIZER - ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Несмотря на то, что замену вклеенных стекол может освоить даже небольшой автосервис, данная процедура требует наличия профессионального оборудования. Компания DINOL АВ рекомендует использовать инструменты известнейшей фирмы EQUALIZER, которая уже более 15 лет целенаправленно занимается производством оборудования по замене вклеенных стекол. О высоком уровне профессионализма компании EQUALIZER красноречиво говорит тот факт, что ей принадлежит большинство патентов на изобретения в рассматриваемой области.
В начале своего становления EQUALIZER разработала технологию демонтажа поврежденного стекла - посредством резки клеевого слоя. Резка осуществляется либо посредством специальных струн различной формы сечения, либо с помощью специальной режущей машинки.
Обработка клеем производится посредством пневматического, либо ручного пистолетов, обеспечивающих точное и равномерное нанесение состава на поверхность.
ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ
Прочность и долговечность клеевого шва зависит не только от качества клея, но и в не меньшей степени от соблюдения технологии нанесения. Только при этом условии стекло прослужит долго. Перед процедурой вклейки стекло обязательно обрабатывают специальным очистителем, удаляя жир и прочие загрязняющие вещества, после чего наносят слой активатора. Этот препарат обеспечивает лучшую адгезию клея к поверхности стекла. Отметим, что в зависимости от типа керамического покрытия кромки стекла следует использовать разные активаторы. В стандартном случае подойдет DINITROL 520 (фото 1).
Однако если кромка покрыта так называемым PUR-RIM слоем, то следует использовать реактиватор DINITROL 540 (фото 2).
После обработки активатором на стекло наносится грунтовка или праймер. Праймер выполняет несколько функций. Он защищает слой клея от ультрафиолетового излучения, усиливает адгезию клея к поверхности стекла, обладает свойствами низкой проводимости и антикоррозионной защиты. В качестве грунтовки советуем использовать препарат DINITROL 530 (фото 3).
Однако, если ваше стекло имеет RIM-покрытие, то применять праймер нет необходимости, т.к. оно само выполняет роль грунтовки.
Наконец, после вышеописанных действий наносят слой клея (фото 4).
При замене стекла на рамке кузова рекомендуется оставить слой старого полиуретанового состава. В этом случае адгезия свежего клея к металлу будет максимальной.
После выполнения всех работ необходимо выждать время выдержки до безопасного движения. Нарушение этого правила чревато серьезными последствиями, т.к. в случае аварии пассивная безопасность будет существенно снижена, и стекло может попросту не справиться с нагрузками.
ЧТО ЗНАЧИТ ДЕШЕВЫЙ АВТОСЕРВИС
Нарушение технологии, предлагаемой компанией Dinol АВ, может нивелировать все достоинства вклеенных стекол и превратить их в недостатки. Тем не менее, многие автовладельцы, будучи уверены в том, что в аварию они никогда не попадут, предпочитают сэкономить деньги и заменить стекло в дешевом автосервисе, в котором отсутствуют необходимое оборудование и обученный персонал. Но даже в этом случае неграмотно проведенная работа даст о себе знать - салон автомобиля «заиграет» и о былом комфорте можно будет только мечтать.
Существует несколько типичных ошибок, которые допускают неграмотные служащие автосервисов. Порой такие работники закрывают глаза на наличие следов ржавчины на рамке кузова. В результате после вклеивания стекла коррозия незаметно развивается, что приводит к уменьшению прочности клеевого шва.
Теми же последствиями чревато пренебрежение к очистке склеиваемых поверхностей от битумных пятен. Дело в том, что адгезия полиуретана к битуму чрезвычайно мала.
Если работники станции техобслуживания решили сэкономить на праймере, то клеевой шов под действием солнечного ультрафиолета неизбежно разрушится со временем. Отметим также, что необходимо точно соблюдать последовательность нанесения материалов. Иначе клеевой шов будет недостаточно прочным.
Немалую осторожность следует соблюдать при вклейке стекла высокомодульным клеем. Неравномерное нанесение составаможет привести к появлению на стекле областей с существенным локальным напряжением и как следствие трещин при резкой тряске.
Наконец, соблюдение технологии вклейки стекол Dinitrol подразумевает четкое следование ограничениям по температуре и влажности, которые для каждого препарата могут быть индивидуальны.
КОМПЛЕКСНОСТЬ ПОДХОДА
Компания DINOL АВ славится комплексным подходом к производству любых средств автохимии, будь то антикоррозионные материалы или препараты, необходимые для вклеивания стекол.
Технология DINITROL подразумевает не только использование высокоэффективных клеев собственного производства в сочетании с сопутствующими материалами - активаторами и праймерами, но и жесткое соблюдение технологии нанесения, что включает в себя требования к грамотности персонала и наличие профессионального инструментария, предоставляемого мировым лидером в этой области - компанией EQUALIZER.
Именно подобное соединение передовых позиций DINOL АВ в сфере разработки новейших полиуретановых клеев и практического опыта EQUALIZER в области сервисных услуг позволяет говорить о тандеме DINOL АВ - EQUALIZER как об одном из мировых лидеров на рынке автомобильных клеевых технологий.
Время высыхания полиуретановых клеев DINITROL при вклеивании автомобильных стекол
Условия сушки |
Марка клея и время до начала безопасного движения (в часах) | ||||
Влажность воздуха | Температура воздуха | Наличие в автомобиле подушек безопасности | 500 F500 | 501 FC 501 FC-HM | 504HM-LC |
50% | +5° С | одна | 6 | 4.5 | 3.5 |
две | 9 | 5.5 | 5 | ||
+10° С | одна | 6.5 | 3.5 | 2.5 | |
две | 7.5 | 4.5 | 4 | ||
+15° С | одна | 4 | 3.5 | 2 | |
две | 7 | 4 | 3 | ||
+23° С | одна | 2 | 1 | 0.75 | |
две | 6 | 3 | 2 | ||
+30° С | одна | 1.5 | 1 | 0.5 | |
две | 2 | 2 | 1.5 |