Менять амортизаторы нужно
парами. Некоторые фирмы даже продают их упакованными по две штуки. Допустимо
ставить на автомобиль одновременно однотрубники и двухтрубники, но на одной оси
они должны быть одинаковы.
Желательно, чтобы у каждого амортизатора был
паспорт с техническими характеристиками и гарантийными обязательствами
изготовителя. А у патрона — еще и инструкция по сборке: каким моментом
затягивать гайку резервуара, заливать ли жидкость для теплоотвода и, если надо,
то сколько и какой, и т.п.
Кроме того, иногда на амортизаторах есть
защитные чехлы. Они могут быть транспортными, и при монтаже их надо снять. Об
этом также должно быть сказано в инструкции.
К сожалению, многие
изготовители поставляют в магазины амортизаторы без технической документации. Их
параметры можно проверить в специализированных фирмах на исследовательском
оборудовании, но только после покупки. Кстати, долговечность амортизатора
специалисты определяют по уменьшению его сил сопротивления, считая предельно
допустимым потерю не более 25% от номинала. Не зная исходных значений, выявить
такую неисправность невозможно.
В любом случае у прилавка удастся только
оценить качество изготовления амортизатора по косвенным признакам, придерживаясь
указанной ниже последовательности действий.
Наружный
осмотр
- Маркировка7 на амортизаторе должна
соответствовать требованиям автозавода или каталогам
изготовителя.
- Потеки и капли жидкости, вмятины (особенно у однотрубных амортизаторов) на
наружной поверхности резервуара, а также царапины, риски, повреждения или
неоднородность покрытия штока8 —
недопустимы.
- Резьба штыревого крепления амортизатора должна быть без повреждений. Для
дополнительной проверки можно навернуть на него несамоконтрящуюся
гайку.
Проверка
геометрических размеров (линейкой и штангенциркулем)
- Длина в сдвинутом состоянии.
- Ход штока. Если нет информации о разрешенных автозаводом отклонениях от
номинального значения, пределом можно считать ±5 мм.
- Диаметр штока.
- Положение чашки пружины (при наличии) на резервуаре относительно нижней
проушины или скобы крепления.
Проверка работоспособности
амортизатора
Подготовка
Двухтрубник нужно
предварительно прокачать (3-5 раз сжать и растянуть на полный ход), поставив
вертикально штоком вверх (отклонение от вертикали не более 30°), и потом не
класть и не переворачивать.
Однотрубник можно проверять в любом положении
без подготовки.
Проверка
Полностью сжать и растянуть
амортизатор 3-5 раз, перед каждым циклом повернув шток в резервуаре примерно на
120° вокруг своей оси9.
- Перемещения должны быть плавными, с заметным усилием, без заеданий на всей
длине хода. Стуки, скрипы и прочие шумы недопустимы, за исключением “сопения” —
его вызывает перетекание жидкости через клапанную систему.
- Сопротивление амортизатора при сжатии, как правило, меньше, чем при отбое
(примерно в три раза). В конце хода растяжения не должно быть уменьшения усилия
(провала), а сжатия — увеличения (подпора). У прокаченного двухтрубника провал
свидетельствует о нехватке жидкости, а подпор — об ее избытке. У однотрубника
провал — признак поврежденного уплотнения плавающего поршня.
- Жидкость не должна вытекать из амортизатора. Следы ее пленки на штоке
допустимы (он будет жирный на ощупь), но без кольцевых наплывов на нем и у
сальника, вновь возникающих после снятия их тканью8.
Особенности
- Если двухтрубную амортизаторную стойку (или патрон) после прокачки полностью
сжать в вертикальном положении и отпустить шток, он должен самопроизвольно
выдвинуться, как правило, не менее чем на 30 мм. Его выталкивает давление
воздуха, сжатого в резервуаре вытесненной из цилиндра жидкостью. Это
свидетельствует о правильной сборке узла. Кроме того, если из полностью сжатого
вертикального положения, взявшись за крепежную часть штока, приподнять стойку,
она должна опускаться под собственным весом.
- У однотрубника газовый подпор должен выдвигать шток полностью из любого
положения.
- В “перевернутых” однотрубных патронах вместо штока из корпуса под действием
выталкивающей силы выдвинут рабочий цилиндр. Штатный буфер сжатия подвески на
него поставить нельзя. Заменитель должен быть внутри, поэтому ход картриджа
меньше (примерно на 50-80 мм), чем у аналогичного двухтрубника. Кроме того, в
конце хода сжатия, после касания буфера, усилие будет плавно и
увеличиваться.
1
Амортизаторная жидкость изготовлена на масляной основе, содержит комплекс
присадок (антивспенивающих, антикоррозионных, понижающих зависимость вязкости от
температуры и т.п.).
2 К стойкам не относят амортизаторы,
даже с установленными пружинами, соединенные с подвеской и кузовом шарнирно и
воспринимающие только вертикальные нагрузки.
3 ОСТ
37.001.084 «Амортизаторы телескопические гидравлические и гидропневматические
автотранспортных средств. Методы стендовых испытаний» требует определять усилия
сопротивления амортизаторов с закрытыми клапанами при максимальной скорости
поршня 0,08-0,2 м/с, а с открывающимися – 0,25-0,52 м/с.
4
По ОСТу 37.001.440 «Амортизаторы гидравлические телескопические автотранспортных
средств. Общие технические требования» отклонения сил сопротивления
амортизаторов от средних значений не должны превышать: на дроссельном режиме –
при отбое ±30%, при сжатии ±50%; на клапанном режиме – соответственно ±15% и
±20%.
5 По ОСТу 37.001.440 при повышении температуры от 20
до 80°С силы сопротивления амортизатора не должны уменьшаться более чем на 30%
от первоначального значения как при отбое, так и при сжатии.
6 По ОСТу 37.001.434 «Амортизаторы гидравлические и
гидропневматические телескопические автотранспортных средств. Типы, основные
параметры и размеры» предельное отклонение от номинальной длины в сдвинутом
состоянии должно быть ±3 мм.
7 По ОСТу 37.001.440 на каждом
амортизаторе должна быть маркировка как минимум товарного знака
завода-изготовителя, даты изготовления, обозначения (номера) амортизатора.
8 Штоки многих амортизаторов защищены жесткими кожухами или
гофрированными резиновыми чехлами и не видны. Если нет возможности их
отсоединить или снять (неразборная конструкция, возражения продавца), от осмотра
штока придется отказаться.
9 Амортизатор с неотсоединенным
гофрированным защитным чехлом проверять без повертывания штока.