Практика ремонта двигателя - Энциклопедия японских машин - на Дром

Посмотреть комментарии

 Одна из наиболее часто встречающихся неисправностей на автомобиле SubaruLegasy с двигателем EJ20 – «двигатель перестал заводиться». И тут при проведении диагностики надо быть внимательным, потому что есть вероятность ошибиться, да еще и «по крупному», то есть, выявить следствие, а не Причину.

Например, «упереться» в мнимую неисправность топливного насоса, потому что он – «не крутит». Да, например,при прокручивании двигателя стартером топливный насос «молчит». Но в нем ли причина и стоит ли тратить свои силы на поиск данной неисправности?

Сделаем «откат» назад и подойдем к неисправности с другой стороны.
Зададим себе вопрос: « Что требуется для запуска и работы двигателя?».
Да, как мы уже говорили в предыдущих статьях, для этого компютеру требуется знать о том, начал ли двигатель вращаться или нет.
 
Первый, назовем его «установочный» сигнал об этом компютер получает от стартера, который приходит на контакт ST компютера.
 
Второй же, назовем его – «основной» сигнал на компютер приходит от датчиков числа оборотов ( для примера : сигналы Ne и G – на рисунке ). 
 
сигнал датчиков числа оборотов 
 
Только после этого компютер «просыпается» полностью и начинает «просматривать» свои установочные данные для инициализации процедуры запуска. В печати, да и в «мануалах»  эти данные  называются «карты». Будем и мы их так называть.
 
Однако, если считать, что сейчас компютер «бросится» рассчитывать широту импульсов форсунок на основании данных от этих сигналов, от сигналов датчика температуры охлаждающей жидкости и других сенсоров, то мы ошибемся!
 
Потому что при первом пуске двигателя, ( начнем с так называемого «холодного» запуска),  компютер реализует карту «асинхронного» запуска, и широта импульсов форсунок здесь НЕ РАССЧИТЫВАЕТСЯ, а берется из  Памяти,  только с корректировкой на температуру ( от датчика THW ). Что и видно на следующем рисунке: 
 
сигнал асинхронного запуска 
 
Участок №1 – это участок АСИНХРОННОЙ работы форсунок, все форсунки срабатывают одновременно ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИГНАЛОВ  Ne_G.
Участок №2 – на этом участке компютер переходит от АСИНХРОННОГО к СИНХРОННОМУ впрыску топлива,-
Участок №3 – начало СИНХРОННОЙ работы форсунок
Участок №4 – форсунки работают уже СИНХРОННО, но корректировка от сигналов Ne_G проведена еще не полностью
Участок №5 – начало работы форсунок в том же, СИНХРОННОМ режиме, но уже с корректировкой от сигналов Ne-G ( на следующем рисунке),- 
 
синхронный режим 
 
Итак, с работой форсунок на начальном этапе нам более-менее понятно.
Однако, как будет себя «чувствовать» компютер, если :
Сигнал от стартера – придет, а -
Сигнал от Датчика Числа Оборотов – нет ?
Правильно, компютер  «не разрешит» работать форсункам.
Поэтому надо внимательно рассмотреть как и снаружи, так и  «внутри» эти два датчика числа оборотов, то есть, попытаться понять  их работу и «мысленно пройтись по цепям». датчик числа оборотов расределительного вала 
 
На рисунке приведен «датчик числа оборотов расределительного вала» ( справедливы , думается, как название Cam Angle sensor, так и Camshaft position sensor), однако конструкция и схема  «датчика числа оборотов коленвала» ( Crankshaft position sensor) приблизительно такая же.
 
Код неисправности приведенного на рисунке датчика - №13.
В случае возникновения этого кода , кстати, и будет происходить то  самое, о чем мы говорили в начале статьи – топливный насос работать не будет. Действительно, зачем «крутить» топливный насос, если сам двигатель не вращается?
 
Первое, что весьма желательно проверить в самом начале – надежность крепления самого датчика, который крепится к «телу» болтиком на 10.
 
Потому что встречалось такое, что по каким-то «ремонтным» причинам этот датчик или «забывали» прикрутить, или прикручивали его «левой ногой», что в дальнейшем провоцировало возникновение данного кода неисправности. Как видно из рисунка, зазор между самим датчиком и «задатчиком скорости вращения» ( Sensor Rotor), то есть, шестеренкой левого распределительного вала должен иметь определенные значения.
 
Далее, естественно, надо проверить надежность соединений и после этого переходить к «точечным» проверкам.
«Земля» или «минус» - вот на это хорошо бы обратить свое пристальное внимание. Как видно из приведенного выше рисунка, на датчик «приходит»  «чисто свой» «минус»,  и этот же самый «минус» есть 
( должен быть) на экранировании жгута от датчика до компютера.
 
Если есть осцилограф – хорошо. Добираемся до компютера и ищем там нужные нам контакты при помощи обыкновенной «прозвонки»: 
 
 
 
это могут быть контакты 8,9 или другие, в зависимости от модели автомобиля и года его выпуска.
После этого, вращая двигатель стартером, надо смотреть за «присутствием» или «отсутствием» сигналов с данного датчика.
На контактах компютера проверяем так же наличие «минуса».
Послесловие : за  границами этой  короткой статьи остался небольшой, но очень интересный вопрос, который «смутно прозвучал между  строк» - установка  не изменяемого в течении определенного времени угла опережения зажигания при холодном запуске двигателя ( потом угол опережения начинает меняться в зависимости от «обстановки», то есть, в работу вступает карта опережения зажигания по сигналам конечных сенсоров). Как понимается, АСИНХРОННОЕ открытие форсунок по времени «идет вместе» с АСИНХРОННЫМ значением угла опережения зажигания в течении...нескольких сотен миллисекунд. В это время компютер полностью «игнорирует» сигналы NE_G, опираясь исключительно на показания датчика температуры охлаждающей жидкости ( THW ). Наверное, это сделано для того, что бы улучшить показатели «холодного» запуска двигателя. Вот, кстати, еще один «простор для творчества» при определении неисправности: « Плохой Холодный Утренний запуск двигателя». Этот вопрос еще полностью не изучен в разрезе выявления точного значения этих данных для различных марок автомобилей, но , надеюсь, все еще впереди.

Владимир КУЧЕР, город Южно-Сахалинск
http://www.efisakh.ru

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Комментарии

Спасибо за информацию. Оч познавательно. А подскажите пожалуйста в чем проблема: при холодном запуске двигателя он время от времени не может запуститься. Пытается, но через секунды 2-3 глохнет. И то не всегда, обычно при повышенной влажности. Если знаете, подскажите пожалуйста. На СТО заезжал, всякую фигню говорят, вплоть до того что катализатор разбит, но он же ведь роли не играет в холодной запуске. Машина: Forester XS 2003.
10
2
Ответить
НОВОСИБИРСК
Сообщений: 2
доброго времени суток. помогите с проблемой, без видимых причин двигатель поднимает обороты до 3000 и при этом не реагирует на педаль газа. это может произойти как в движении так на холостых оборотах. после того как выключишь зажигание нужно подождать секунд 20 слышны в салоне 2 негромких щелчка после этого заводишь авто работает исправно. но если после выключения зажигания пытаешся запустить двигатель сразу не выждав 20 сек то он продолжает работать на 3000 оборотах. авто субару легаси 2004г ej20 кузов BP5
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter