Заблуждения о самодиагностике

Заблуждения о самодиагностике - Энциклопедия японских машин - на Дром

Посмотреть комментарии

Еще существует довольно распространенное и устоявшееся заблуждение насчет проведения самодиагностики на японских автомобилях, которое сводится к одному утверждению, мол, «самодиагностика  покажет все».
Написано и выпущено множество книг,инструкций с разъяснениями – как и что надо делать, чтобы «перемкнув контакты E1 – Te1» ( для Toyota), самостоятельно провести диагностику  автомобиля.

В принципе, это правильно. Да, при перемыкании определенных контактов в диагностическом разъеме лампочка «CHECK» на панели приборов начинает мигать, тем самым показывая исправность или неисправность системы электронного обеспечения управления двигателем.
 
Но если задаться вопросами : «А так уж всесильна самодиагностика?» и « Что же конкретно она может «рассказать?», то в итоге получится не совсем радостная картина…
Поэтому стоит сказать несколько слов о «всесильности самодиагностики», что бы у владельцев иномарок, а так же и у некоторых работников автосервисов не возникали и не создавались напрасные иллюзии …
 
В исторический экскурс вдаваться не буду – сам плохо знаю день и месяц, когда конкретно и по каким причинам японцы стали вводить системы самодиагностики на свои автомобили.Это не суть важно. Отметить надо одно : сейчас практически на всех «япономарках» присутствует система самодиагностики.
 
Поговорим практически и конкретно – что показывает самодиагностика и что она «может», в каком объеме и насколько достоверно она определяет неисправность.
Итак, мы перемыкаем на автомобиле ( для примера возьмем рапространенную Toyota) контакты E1 – Te1 и включаем зажигание.
 
Лампочка CHECK на панели приборов или транспарант со стилизованным изображением двигателя начнут мигать.
Когда все нормально и неисправностей нет, то это мигание равномерное.
То есть, судя по «показаниям» лампочки CHECK можно сказать, что в данном случае система электроники работает нормально?
 
А машина , например, как  "не ехала, так и не едет" : при нажатии на педаль газа, например, двигатель «вяло» набирает обороты.
 
Причин этому может быть несколько, но для примера назовем только одну , например – «забит» катализатор. После его замены или «выбивки» двигатель начинает работать нормально.
Что мы видим?
 
Только то, что система самодиагностики «не обучена» определять такие неисправности.
То есть, можно предположить, что и для системы самодиагностики существуют некоторые свои «белые пятна».
Сделаем заметку и идем далее…
 
На автомобиле Subaru после запуска двигателя на панели приборов начинает мигать транспорант CHECK ENGINE. Есть неисправность? Но двигатель работает вполне нормально, у него хорошая приемистость, минимальный расход топлива, одним словом – к  автомобилю у владельца претензий нет. За исключением раздражающего свечения этого красного транспаранта на панели приборов.
 
Что оказалось : после проведения самодиагностики «вылез» код 22 – « датчик детонации». Однако, этот код «вылез» там ( в той мастерской), где наш клиент пытался ремонтировать свой автомобиль.
 
«Товарищи – ремонтники» быстренько вычислили код неисправности, благо сейчас предостаточно разной и любой технической литературы, определили неисправность  в датчике детонации и начали упорно ездить на разборку «Федоровку» и обратно, каждый раз привозя и меняя разные датчики детонации и одновременно «перерывая» все проводку в жгутах. Что «удивительно» - этот код неисправности у них так и не «уходил», оставался. В конце концов, когда им тоже это надоело и местные собаки с «Федоровки» уже стали их принимать за своих, был сделан гениальный ( а какими словами еще можно назвать такое?) вывод о неисправности компютера. Но от греха подальше машину все-таки «спихнули» в другую мастерскую. Деньги за свою «работу»  они взять тоже не позабыли…
Да, код 22 на данном автомобиле данного года выпуска и данной комплектации «говорит» о датчике детонации :
22 .............. Knock Sensor ................ Open/Short Circuit
 
Последнии слова в этой строчке «говорят» еще и об «обрыве или замыкании цепи».
Увы, причина оказалась не в датчике детонации . Датчик детонации – следствие, а причина вся в том, что при запуске двигателя из-за неисправности в системе зажигания двигатель трясся  «как припадочный», достаточно долго надо было раскручивать его стартером, что бы он запустился. Этого хватало, что бы «срабатывал» датчик детонации и  лампочка «CHECK ENGINE» начинала  «показывать»  неисправность датчика детонации.
После устранения неисправности в системе зажигания все стало нормально.
Делаем вторую заметку…
 
Другой пример : на автомобиле с двигателем 1.5 литра повышенный, просто нереальный какой-то расход топлива – более 20 литров на 100 километров. Это и видно при простом нажатии на педаль газа, из выхлопной трубы вылетает черный дым, словно двигатель работает на угле. Система самодиагностики показывает норму, неисправностей «не обнаружено». Причина оказалась в нерадивости ремонтников, которые недавно производили какие-то работы на этом двигателе : они обломали крепление вакуумной трубочки на самом MAP-sensor  и, не сумев ее прикрепить обратно (на сенсоре остались следы от их работы), просто-напросто открутили  сам сенсор и запрятали куда-то вниз. Разъем с сенсора не снимали. Естественно, для того, что бы двигатель как-то работал,  переустановили угол зажигания в запредельное положение и  дополнительно «накрутили» упорный винт дроссельной заслонки ( хотя совсем рядом, правда, сильно запыленный и не совсем заметный находился винт байпасного канала) и отправили клиента. Ну уж не знаю, что они там ему наобъяснили…
 
…таким образом, мы постепенно приходим и все-таки утверждаемся в той мысли, что действительно – «самодигностика на японских автомобилях -  не всесильна»?
Это «увы», это «жаль», но ничего не поделать. Надо искать какие-то выходы из создавшегося положения.
Надо «включать» воображение и, не делая «умного выражения лица» пытаться проникнуть вовнутрь всего того, что может  твориться в неисправном двигателе.
 
И опять наглядный пример : Автомобиль Nissan  с двигателем RB-20, простой и без турбины. Неисправность так же довольно загадочная и странная, которая стала проявляться постепенно: при запуске двигателя из «холодного» состояния – двигатель заводится и работает более-менее нормально до тех пор, пока стрелка температурного датчика на панели приборов не встанет в «прогретое» состояние. После этого двигатель начинает «задыхаться», начинает работать крайне неустойчиво и через какое-то время, напоследок дернувшись – глохнет…
 
Если же после этого  снять разъем с MAFsensor и попытаться запустить двигатель снова – двигатель заводится и работает, правда, как вы сами понимаете, работает так, как и должен работать без этого сенсора. Если же в этот момент снова попытаться одеть разъем на MAF, то через несколько секунд двигатель так же благополучно глохнет.
Система самодиагностики показывает «норму». Ни одного кода ошибки : упорно и настойчиво «идет» код 55.
Свечи зажигания – «черно-черные». Ну и на что можно «грешить»?
 
Получается пока небольшой «тупичок», потому что на ум ничего не приходит.
Приходиться «включать» воображение и некоторые начальные знания основ систем впрыска.
 
Итак, что мы имеем?
В «штатном» подключении двигатель нормально заводится и нормально работает только из «холодного» состояния. То есть, в то время, как датчик температуры двигателя ( THW) «говорит» компютеру о том, что «температура двигателя еще низкая, ну-ка подбрось дровишек!». И компютер «подбрасывает», расширяя импульсы на форсунки.
 
Проверим.
Двигатель горячий и при «штатном» подключении MAF - sensor не заводится. Вместо датчика температуры подключаем переменный резистор, «выводим» его показания на 3 Килоома и пытаемся запустить двигатель. Заводится и работает точно так же, как при попытке его запуска из «холодного» состояния. Естественно, с «черным-черным» дымом из выхлопной трубы. Но как только вручную снижаем показания переменного резистора до 500 Ом – все, двигатель начинает задыхаться и глохнет.
Что у нас получается?
 
Получается достаточно простая штука : при показаниях переменного резистора около 3 Килоом компютер максимально «расширил» импульсы на форсунки, в цилиндры двигателя поступает достаточное количество топлива и двигатель работает. Но как только мы начинаем снижать показания переменного резистора – вместе с этим компютер «сужает» импульсы на форсунки и топлива в цилиндры поступает все меньше и меньше…
А что если предположить, пока теоретически , такой вариант: в «горячем» состоянии и при штатном подключении MAF компютер так же штатно «льет» топливо и его не хватает, двигатель глохнет,  но как только мы MAF отключаем – компютер уже начинает «работать по топливу» в усредненных значениях, то есть, начинает «лить» топливо много, без меры и двигатель как-то еще работает.
 
Ну и вот…постепенно приходим к мысли, что неплохо бы посмотреть на топливный насос, на то давление, какое он развивает, сколько он «давит».
 
И что ?
Видим то, что и должны были увидеть : топливный насос «дает» мало топлива, его давление слишком маленькое, что бы обеспечить работу двигателя в прогретом состоянии и в разных режимах. Что оказалось и в чем пришлось признаться клиенту : несколько недель назад он соблазнился и заправился «на халяву» оч-чень дешевым топливом. Какое-то время ездил, пока сам не понял, что с машиной «что-то не то» - дергается, плохо развивает обороты. Слил бензин из бака и обнаружил, что оно почти на треть состоит из воды, солярки и чего-то еще. Заправился  «правильным» топливом , какое-то время катался нормально, а потом все и началось…
 
И еще один, самый последний пример :
Автомобиль ToyotaVista, 1996 года выпуска с двигателем 3S-FE. Вполне обычная комплектация. После проведенного ремонта ( замена головки блока цилиндров) автомобиль стал «неправильно ездить» - так сказал клиент,- после ремонта машина стала тупая, при включении муфты дергается, раньше при обгоне нажимал на педаль газа, так она «летела»,а сейчас всего этого нет…(имелся в виду режим «кик-дауна»).
И опять-таки, первоначальная самодиагностика не показала ничего. Все нормально. Описанные клиентом симптомы присутствовали в полном объеме.
 
Как и положено, мысленно начинаем «идти» от самого начала – от нажатия педали газа. Педаль – тросик – дроссельная заслонка – открывается – датчик положения дроссельной заслонки срабатывает – контакты холостого хода размыкаются…
 
Да, вы правильно подумали, причина оказалась в TPS. Ранее, при его обратной установке «лапки» сенсора установили неправильно, и при повороте дроссельной заслонки TPS не работал.
Итак, приведенные выше несколько примеров наглядно подтверждают и убеждают нас в том, что «самодиагностика не все может».
 
Следует сказать, что данное утверждение не относится к «продвинутым» системам самодиагностики, к коим можно по праву отнести систему OBD2 или , например, систему самодиагностики двигателя 4S-GE и некоторых других, где компютер  уже «обучен» сравнивать показания датчика кислорода и «говорить» о том, какая топливоздушная смесь – «богатая» или «бедная» ( коды неисправностей 25 и 26).
 
Кстати! – читая эти ( да и некоторые другие) коды неисправностей  даже в специальном  автомобильном мануале, в самой правой графе, где приводятся «возможные неисправности», надо уметь как и «дочитывать»,  так и «читать между строк». Потому что, например,  там нет ни слова о том, что код 25 может «выскакивать»  по такой простой причине, как обыкновенная трещина или порыв в мягкой гофре в выхлопном тракте , что  провоцирует  сильное «обеднение» смеси.

Владимир КУЧЕР, город Южно-Сахалинск
http://www.efisakh.ru

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Комментарии

   
Новокузнецк
Сообщений: 538
я так и думал, что СД не всё покажет правильно......
 
4
Ответить
Таштагол
Сообщений: 3
здраствуйте помогите советом у меня honda civic автомат случильсь такие проблемы башмачил генератор иногда слегка подклинивал ремень подсвистывал ездил месяц. залил бензина 95 хотя лью 92. проехал 150км сильнее засвистел ремень на оборотах при 3000 глохла я на хаду ставил нетраль и заводился чтоб додому доехать проехал 150км стала при 4000 скидывать газ если газ наполную держать долга глохнет. проехал 100км при 5000 заглохла завожу загорелся индикатор АКБ.и на холодную не показывает температуру моленько прогрееш заглушиш опять заведеш толька тогда показывает. поменял генератор от другой модели крепление подошло, фишка с буквами одинаковы,индикатор так и горит. с фишки идут четыре провода один с замка зажигания и три к компьютеру.
 
5
Ответить
  
Сообщений: 9
молодцы хорошие статьи порой читаю на дроме много чего нового узнаю спасибо люблю самообучатся
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter

Вы смотрите раздел Энциклопедия Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром