Немного о характеристиках ATF - Энциклопедия японских машин - на Дром

Посмотреть комментарии

Масла для автоматических коробок передач (ATF) наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же из автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов. К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов.

Поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления - спектр функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя температура масла в картере автоматической коробки передач составляет 80-90 С, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150 0С.

Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение масла, которое еще больше нагревается. Высокие скорости движения масла в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления масла и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь, бронза, металлокерамика, фрикционные прокладки, эластомеры) затрудняет подбор антифрикционных присадок, а также создает электрохимические пары, в которых при наличии кислорода и воды активизируется коррозионный износ.

В таких условиях масло должно сохранять не только свои эксплуатационные свойства, но и как передающая крутящий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии.

Основные спецификации

Исторически сложилось так, что "законодателем мод" в области стандартов на масла для автоматических трансмиссий являются корпорации "General Motors" (GM) и "Ford" (Табл. 1). Европейские производители, как автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, не имеют своих собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных ими к применению. Аналогичным образом поступают и японские автомобильные концерны.Первоначально в "автоматах" использовались обычные моторные масла, которые приходилось часто менять. При этом качество переключения передач было крайне низким.

В 1949 г. компания General Motors разработала специальную жидкость для автоматических трансмиссий - ATF-А, которая применялась во всех АКП, выпускаемых в мире. В 1957 г. спецификация была пересмотрена и получила название Type A Suffix A (ATF TASA). Одним из компонентов при производстве этих жидкостей являлся продукт животного происхождения, получаемый в результате переработки китов. В связи с возросшими объемами потребления масел и запретом охоты на китов, были разработаны ATF полностью на минеральной, а позднее и на синтетической основах.

В конце 1967 года General Motors ввело новую спецификацию Dexron В, позднее Dexron II, Dexron III и Dexron IV.Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к маслам для электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора. Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4 (Allison - отделение General Motors по производству трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.Долгое время у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и фордовские инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959 году компания разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В. Наибольшее распространение получили жидкости стандарта ESW-M2C33-F (ATF-F).

В 1961 году Ford издал спецификацию M2С33-D, учитывающую новые требования по фрикционным свойствам, а в 80-х годах - спецификацию Mercon. Масла, соответствующие спецификации Mercon, максимально приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы с ними. Основные различия между спецификациями компаний General Motors и Ford - разные требования к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на первом месте плавность переключения передач, у Ford - скорость их переключения).Типичные характеристики масел для АКП приведены в Табл. 2.

Табл. 1. Развития спецификаций масел

 Компания General Motors   Компания Ford 
 Год введения   Наименование спецификации   Год введения   Наименование спецификации 
 1949   Type A   1959   M2C33 - B 
 1957   Type A Suffix A (ATF TASA)   1961   M2C33 - D 
 1967   Dexron В   1967   M2C33 - F (Type - F) 
 1973   Dexron II C   1972   SQM -2C9007A, M2C33 - G (Type - G) 
 1981   Dexron II D   1975   SQM -2C9010A, M2C33 - G (Type - CJ) 
 1991   Dexron II E   1987   EAPM - 2C166 - H (Type - H) 
 1994   Dexron I II   1987   Mercon (дополнена в 1993) 
 1999   Dexron IV   1998   Mercon V 

Масла устаревших спецификаций до сих пор используются во многих европейских автомобилях, причем очень часто в качестве масел для механических коробок передач.

В автоматических трансмиссиях большинством производителей современных автомобилей рекомендованы масла, отвечающие требованиям спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как правило, взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующе спецификации Dexron II, а в некоторых случаях и ATF - A. Обратная замена масел не допустима.

Табл. 2. Типичные характеристики масел для АКП

 Свойства   Dexron II   Dexron III   Allison C-4   Mercon 
 Кинематическая вязкость, мм2/с, не менеепри 40 0С   37,7   Не нормируется, определение обязательно   Не нормируется, определение обязательно   
 при 100 0С   8,1       6,8 
 Вязкость по Брукфильду, мПа с, не более, при температуре:
 - 10 0С 
 800   -   Указать температуру, при которой вязкость масла равна 3500 сП   - 
 - 20 0С   2000   1500     1500 
 - 30 0С   6000   5000     - 
 - 40 0С   50000   20000     20000 
 Температура вспышки, 0С, не ниже   190   179   160   177 
 Температура воспламенения, 0С, не выше   190   185   175   - 
 Испытания на вспениваемость     1. Отсутствие пены при 95 0С   1. Отсутствие пены при 95 0С   ASTM D892 Этап 1 - 100/0 мп 
   2. 5мм при 135 0С   2. 10мм при 135 0С   Этап 2 - 100/0 мл 
   3. Разрушение в течение 15с при 135оС   3. Разрушение в течение 23с при 135оС   Этап 3 - 100/0 млЭтап 4 - 100/0 мл 
 Коррозия медной пластины баллы, не более   1   1   Отсутствие почернения с отслаиванием   1 
 Защита от ржавления   Отсутствие видимого ржавления на испытуемых поверхностях   Отсутствие видимого ржавления на испытуемых поверхностях   Отсутствие следов ржавчины или коррозии на контрольных плитах   Отсутствие видимого ржавления 
 Испытания на износ по методу ASTM D 2882 (80 0C, 6,9 мПа): потеря массы, мг, не более   15   15   -   10 

На российском рынке ассортимент масел для АКП достаточно велик и, за редким исключением, представлен импортными маслами (Табл. 3).

Табл. 3. Масла для автоматических коробок передач

 Chevron Supreme ATF
(США)
 
Многоцелевая жидкость для автоматических трансмиссий. Рекомендована для автомобилей FORD выпуска после 1977г., автомобилей Сеneral Motors и большинства других иномарок. Также рекомендуется для гидроусилителей и гидросистем.
Отвечает требованиям спецификаций Dexron III и Mercon. 
 Аutran DX III
(ВР Англия)
 
Полусинтетическое универсальное трансмиссионное масло для автоматических трансмиссий.
Отвечает требованиям спецификаций GM Dexron III, Ford-Mercon, Allison C-4, rd mM3C.
Специальные допуски: ZF TE-ML 14. 
 Аutran MBX
(ВР Англия)
 
Полусинтетическое трансмиссионное масло для автоматических трансмиссий и гдроусилителей рулевого управления.
Отвечает требованиям спецификаций GM Dexron III, Ford Mercon, Allison C-4.
Специальные допуски: MB236.6, ZF TE-ML 11,14, MAN 339 Tupe C, Renk, Voith, Mediamat. 
 Ravenol ATF
(Германия)
 
Всесезонное трансмиссионное масло для автоматических коробок передач и узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей.
Специальные допуски: MB 236.2; Busgetriebe Doromat 973, 974; MAN 339A. 
 Ravenol Dexron II D
(Германия)
 
Всесезонное универсальное трансмиссионное масло для автоматических коробок передач и узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей.
Отвечает требованиям спецификаций GM Dexron II, Allison C-4.
Специальные допуски: MAN 339 Tup C, MB 236.7. 
 Ravenol Dexron F III
(Германия)
 
 Всесезонное универсальное трансмиссионное масло для автоматических коробок передач и узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей.
Отвечает требованиям спецификаций GM Dexron III, Allison C-4, Ford Mercon.
Специальные допуски: MB 236.1, 236.5; ZF TE-ML-03,11,14. 

Все масла, как правило, прошли испытания на соответствие указанным спецификациям и имеют специальные допуски от производителей техники.

Хотя эксплуатационный уровень ATF определяется спецификациями производителей автомобильной техники, значительная часть производимых масел используется в областях применения, отличных от АПК, например:
- В силовых коробках передач внедорожной строительной, сельскохозяйственной и горнодобывающей техники;
- В гидравлических системах автомобилей, промышленного оборудования, мобильной техники и судов;
- В рулевом управлении;
- В ротационных винтовых компрессорах

В состав масел для АКП обычно входят антиокислители, ингибиторы пенообразования, противоизносные присадки, модификаторы трения и набухания уплотнений. В целях идентификации и скорейшего обнаружения протечек масла для АКП окашивают в красный цвет.


http://www.toyota-rus.narod.ru

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Комментарии

Сообщений: 2
Подскажите чайнику какое масло заливается в раздаточную коробку, АККП и мосты автомобиля Сузуки Эскудо 4WD?
89
16
Ответить
www.isuzu.ru
А как быть с ATF TYPE-T-IV что это?
это ведь не Dexron!
189
19
Ответить
tasar
Спасибо за статью
10
1
Ответить
Отличная статейка. Познавательная.
9
 
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 44728
А где описание Type T-IV?
Добрым словом и пистолетом — можно добиться больше, чем просто добрым словом
17
5
Ответить
  
Сообщений: 15
>если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение масла

окак! это что-то новое.
не на нагрев пойдет избыток, но на разгон.
авто двигается равномерно когда тяга=сопротивлению
замедляется когда сопротивление>тяги
как-то так
11
4
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 34348
Спасибо.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия
4
1
Ответить
    
Алтайский край
Сообщений: 56
Умно написано , но на практике не всегда получается
3
1
Ответить
казань
Сообщений: 1
подскажите пожалуста dexron ll можно влить в акпп на сузуки эскудо 2000г 1,6
29
4
Ответить
Romkin
Иркутск
vvlad:
не на нагрев пойдет избыток, но на разгон.
авто двигается равномерно когда тяга=сопротивлению
замедляется когда сопротивление>тяги
как-то так
ох уж эти двоечники )
тяга = сопротивлению, когда авто движется на грани срыва колес в пробуксовку или проскальзывания фрикционов в коробке, т.е. с наилучшим разгоном. Если тяга больше сопротивления, то происходит проскальзывание в коробке при переключении (в меньшей степени) и проскальзывание шин (в большей степени) - у шин сила трения удельно ниже на порядки.
3
3
Ответить
Дмитрий Сергеевич
Владивосток
ох уж эти двоечники )
тяга = сопротивлению, когда авто движется на грани срыва колес в пробуксовку или проскальзывания фрикционов в коробке, т.е. с наилучшим разгоном. Если тяга больше сопротивления, то происходит проскальзывание в коробке при переключении (в меньшей степени) и проскальзывание шин (в большей степени) - у шин сила трения удельно ниже на порядки.
Вообще-то речь шла не о сопротивлении шин , а о сопротивлении движению: т.е. сила трения,притяжения земли,сопротивления воздуха и т.д.
3
 
Ответить
   
Олтай
Сообщений: 25914
В Камри с 2007 года идет полностью синтетическое масло для АККП,не увидел информации по ней.
На любой вопрос даю любой ответ.
11
1
Ответить
Ставрополь
Сообщений: 2
Добрый день.
Подскажите можно залить Декстрон 3 в АКПП хёндай гетс 2008г. Замена полная.
29
2
Ответить
5066894
Ростов-на-Дону
мот подскажите по америкосу гранд чероки 96г.4.0 купил атф+4 но не знаю что было там залито до меня. По цвету тоже розовое но светлее. Думаю можно ли заливать частичной заменой? Спасибо.
10
3
Ответить
Для владельцев Тойот есть вот такой официальный документ. Каждый может решить сам, чего лить.
6
3
Ответить
Миша
Междуреченск
Чем можно заменить Gm лексикон 6?
2
 
Ответить
   
Сообщений: 653
Миша
Чем можно заменить Gm лексикон 6?
Cмотря какая АКПП. Какого года выпуска?
 
 
Ответить
   
Сообщений: 653
Sergey Ionin
Для владельцев Тойот есть вот такой официальный документ. Каждый может решить сам, чего лить.
Ага, Вы еще посмотрите какое масло для двигателя строго настоятельно рекомендует использовать TOYOTA.
 
 
Ответить
   
Сообщений: 653
МСБ
Добрый день.
Подскажите можно залить Декстрон 3 в АКПП хёндай гетс 2008г. Замена полная.
АКПП от JATCO?

ZIC SP3, вполне хорошая цена.
1
 
Ответить
Миша
Междуреченск
6Т40 или 6Т45, опель мокка 10.2012
 
1
Ответить
Aлександр
Ленинск-Кузнецкий
парни подскажите есть 2 банки декстрона 2...они идентичны ???...можно их смешивать ?
черная банка минеральное вроде бы....
 
 
Ответить
Renatiks
Хабаровск
У меня залито вот такое и в автомате и в гуре.Зимой руль и коробка работают очень хорошо.На другой машине было хуже,но что там было залито не знаю.Руль на холодную плохо крутился,и автомат после морозной ночи еле ехал ,чувствовалась что Масло замёрзло.В гуре была спец жидкость а толку ноль.Вот это Масло я залил на карону АТ190.Проблем Обсолютно не каких!Советую
 
 
Ответить
андрей
Хабаровск
Здравствуйте, подскажите какое масло залить в а фронтальный погрузчик коматцу 1979 года коробка автомат
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter