Гидроусилитель руля - Энциклопедия японских машин - на Дром

Посмотреть комментарии

Гидравлический усилитель руля (ГУР) не только обеспечивает комфорт, но и повышает безопасность движения. Он помогает водителю сохранить контроль над автомобилем даже в случае разрыва передней шины. Надежность этого дорогостоящего устройства зависит от своевременного обслуживания.

К появлению усилителей привела необходимость снизить усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу, что особенно важно для грузовых автомобилей. Даже при сложном устройстве и, как следствие, высокой стоимости гидроусилители получили большое распространение благодаря тому, что помимо основной функции (усиления) они:
  • позволяют уменьшить передаточное отношение рулевого механизма. Это снижает количество оборотов руля между его крайними положениями и, соответственно, увеличивает маневренность;

  • смягчают удары, передаваемые на руль от неровностей дороги, снижая утомляемость водителя и помогая удержать руль при разрыве передней шины;

  • сохраняют возможность управления автомобилем при выходе усилителя из строя;

  • обеспечивают «чувство дороги» и кинематическое следящее действие (см. ниже).

Устройство гидроусилителя

Усилитель руля (рис.1) представляет из себя гидравлическую систему, состоящую из следующих элементов.

Гидроусилитель с гидроцилиндром 
Насос обеспечивает давление и циркуляцию рабочей жидкости в системе. Наибольшее распространение получили пластинчатые насосы (рис. 2) благодаря их высокому к. п. д. и низкой чувствительности к износу рабочих поверхностей. Насос крепится на двигателе, а его привод осуществляется ременной передачей от коленчатого вала.

Распределитель направляет (распределяет) поток жидкости в необходимую полость гидроцилиндра или обратно в бачок. Если его золотник (подвижный элемент) перемещается при этом поступательно — распределитель называют осевым, если вращается — роторным. Он может находиться на элементах рулевого привода или на одном валу с рулевым механизмом. Распределитель — это прецизионный (высокоточный) узел, очень чувствительный к загрязнению масла.

Гидроцилиндр преобразует давление жидкости в перемещение поршня и штока, который через систему рычагов поворачивает колеса. Может быть встроен в рулевой механизм или располагаться между кузовом и элементами рулевого привода.

Рабочая жидкость (специальное масло) передает усилие от насоса к гидроцилиндру и смазывает все пары трения. Резервуаром для жидкости служит бачок. В нем расположен фильтрующий элемент, а в пробке — щуп для определения уровня.

Соединительные шланги обеспечивают циркуляцию жидкости по системе усилителя. Шланги высокого давления соединяют насос, распределитель и гидроцилиндр, а по шлангам низкого давления жидкость поступает в насос из бачка и возвращается в него из распределителя.

В современных автомобилях электронный блок (на рисунке не показан) корректирует работу гидроусилителя в зависимости от скорости движения. Это дополнительно повышает безопасность на высокой скорости, так как водителю сложнее резко (непроизвольно) повернуть руль и, соответственно, отклонить автомобиль от траектории.

Схема работы ГУР

Работа гидроусилителя с осевым распределителем (без электронного блока) схематично представлена на рис. 2.

схема работы гидроусилителя 
 
При неподвижном рулевом колесе (рис. 2, а) золотник удерживается в среднем (нейтральном) положении центрирующими пружинами. Полости распределителя соединены между собой так, что жидкость свободно перетекает из нагнетательной магистрали в сливную. Насос усилителя работает только на прокачку жидкости по системе, а не на поворот колес.

При повороте руля (рис. 2, б) золотник перемещается и перекрывает сливную магистраль. Масло под давлением поступает в одну из рабочих полостей цилиндра. Под действием жидкости поршень со штоком поворачивает колеса. Они, в свою очередь, перемещают корпус распределителя в сторону движения золотника. Как только рулевое колесо перестает вращаться, золотник останавливается и корпус его «догоняет». Восстанавливается нейтральное положение распределителя, при котором опять открывается сливная магистраль и прекращается поворот колес. Так реализуется кинематическое следящее действие усилителя — обеспечение поворота колес на угол, задаваемый водителем при вращении руля.

«Чувство дороги» — это обратная связь от управляемых колес через усилитель к рулю. Дает информацию об условиях, в которых происходит поворот колес. Для этого, как и на автомобиле без усилителя, на скользкой дороге руль должен поворачиваться легче, чем на сухом асфальте. «Чувство дороги» (силовое следящее действие) помогает водителю правильно работать рулем в любых условиях. Для его осуществления в различных конструкциях распределителей предусмотрены плунжеры, камеры или реактивные шайбы (рис. 2, б). Чем больше сопротивление повороту колес, тем выше давление в цилиндре и распределителе. При этом одна из реактивных шайб с большим усилием стремится вернуть золотник обратно в нейтральное положение. В результате руль становится "тяжелее".

При наезде на препятствие (например, камень) оно воздействует на управляемые колеса, стремясь их повернуть, что особенно опасно на высоких скоростях. Колеса, начав вынужденный поворот, перемещают корпус распределителя относительно золотника, перекрывая сливную магистраль. Масло под давлением поступает в полость цилиндра. Поршень передает усилие на колеса в обратном направлении, не позволяя им поворачиваться дальше. Так как ход золотника небольшой (около 1 мм), автомобиль практически не изменит направление движения. Гидроусилитель не только облегчает водителю поворот колес, но и оберегает пальцы его рук от ударов спицами руля при наездах на препятствия. Небольшой толчок на руле все же будет ощущаться из-за реактивных шайб, давление над которыми возрастет.

В случае прекращения работы насоса (например, при обрыве ремня привода) возможность управления автомобилем сохраняется. Усилие от рулевого механизма в этом случае будет передаваться самим золотником на корпус распределителя и далее на колеса. Жидкость, перетекая через перепускной клапан (на схеме не показан) из одной полости гидроцилиндра в другую, практически не будет препятствовать повороту колес. Но так как гидроусилитель не работает, руль становится «тяжелее».

Принцип работы гидроусилителя с вращающимся (роторным) золотником аналогичен вышеописанному.

Рекомендации

Для того чтобы гидроусилитель не вышел из строя раньше времени, необходимо следить за его работоспособностью — если она в норме, усилие на руле будет значительно меньше, чем при выключенном двигателе, а также соблюдать требования инструкции по эксплуатации автомобиля и проводить следующие операции:
  • проверять уровень масла в бачке;

  • следить за герметичностью системы и как можно быстрее устранять различные утечки;

  • проверять и при необходимости регулировать натяжение ремня привода;

  • заменять фильтрующий элемент и масло один раз в 1-2 года. Необходимо также производить их замену, если изменился цвет масла.
Во избежание выхода их строя деталей гидроусилителя недопустимо:
  • удерживать рулевое колесо в крайнем положении более 5 с — это может вызвать перегрев масла;

  • длительно эксплуатировать автомобиль с неработающим насосом — это приводит к быстрому износу деталей рулевого механизма и распределителя, так как они не рассчитаны на такой режим.
При появлении первых признаков неисправности необходимо установить причину и по возможности как можно быстрее ее устранить.

Узлы рулевого гидроусилителя требуют для ремонта квалифицированного персонала и высокоточного оборудования, поэтому он возможен только в специализированных мастерских. Целесообразность ремонта или замены узла определяется его ценой. В большинстве случаев для отечественных автомобилей выгодней приобретение нового узла, для иномарок — ремонт может обойтись дешевле.


www.zr.ru

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Комментарии

Хорошая статья, подчерпнул много нового! Спасибо!
45
5
Ответить
где в москве можно сделать диагностику гидроусилителя (mersedes ML)?
13
9
Ответить
Отличная статья! Спасибо. Особенно понравились советы по поводу как избежать выхода из строя гидроусилителя.
Может Вы мне дадите совет? При поворотах машина стала издавать звук (как у насоса). Стоит ли обратится в СТО?
Заранее спасибо!
41
4
Ответить
У меня с гидрачем проблема, вытекло все масло и гидрач отказал. Я так понимаю, что у штока поршня есть еще и сальник какой-то, или даже манжет для высокого давления. Когда я наливаю масло, при заведеном движке все в порядке оно стоит на месте, поварачиваю руль направо - масло опять на месте, руль "лекгий". Поварачиваю налево - сперва руль какбы "тяжеловат" и масло начинает уходить... отсюда делаю вывод что манжету пришол срок. Дело было в лютый мороз -32` C.
31
5
Ответить
Kiril-IL
Во избежание выхода их строя деталей гидроусилителя недопустимо:
удерживать рулевое колесо в крайнем положении более 5 с — это может вызвать перегрев масла;
Не имеет значение как долго удерживить колесо в каком положении. Если колеса повернулись свободно, а не уперлись в бордюр, например, то залотник встанет в нейтральное положение и масло будет гоняться вхолостую. Следовательно перегрева не будет.
Кафедра колесных машин. МГТУ им. Баумана
22
5
Ответить
Может, кто-нибудь знает, каково рабочее давление в трубке от насоса к гидрачу?...
В Японии дороговато заказывать, да и долго будет. Есть ли смысл изготавливать? Например, как тормозные шланги на большие грузовики?
20
3
Ответить
Ничего не сказано о том как он работает на различных скоростыных режимах, ведь при высокой скорости усилие на руль должно вырасти, так же не сказано что давление от насоса вырастет с ростом если оборотов двигателя, и как система снижает это давление в системе, на схеме есть клапан, но по него не слова.
12
5
Ответить
очень полезная статья. добавлю ещё сайтик по гурам.http://1gur.ru/
5
6
Ответить
Объясните, пожалуйста, кто знает. В картер рулевого Mitsubishi Pajero механизма для смазки деталей попадает Dextron II из гидроусилителя или туда заливается другое масло? На СТО меняли сальник в картере и сказали, что туда заливать ничего не надо- все смазывается Dextron II. Но что-то я в этом сомневаюсь, тем более что в книге по Pajero написано:Проверка уровня масла в редукторе рулевого механизма и его восстановление в процессе эксплуатации не требуется. Следовательно, речь идет о масле а не о гидравлической жидкости?
10
4
Ответить
 
Москва
Сообщений: 5
Подскажите, у меня жидкость в бачке ГУР как в миксере болтается, мастер говорит нужен какой то успакоитель, якобы бачок поменять и все пройдет, кто сталкивался можт подскажете??? спасибо!
18
10
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter

Вы смотрите раздел Энциклопедия Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром